Знакомства для всех
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Сайт OxOx.Ru это:
  • Секс знакомства
  • Гей знакомства
  • Лесби знакомства
  • Виртуальный секс
  • Поиск друзей
  • Реальные встречи
  • Приватный чат

    Надежда, 60 - 21 апреля 2014 19:11

    Все
    Прошло уже более полувека с тех пор, а я помню всё. Не побрезгуйте сытые, обстиранные живущие в тепле при ярком свете, но, что было - то было. Я точно знала, что умирает моя соседка Тося. Ей было всего 26 лет... Я знала, что она умирает, потому что бельевые вши (серые, круглые) вылезли на её берет, который поэтому из синего превратился в серый и весь шевелился. А я знала, что раз вши вылезли, то, значит, тело остывает...
    Я из своего дневника выписала, что это было в день моего семнадцатилетия. Я, полуживая от голода, сидела напротив Тоси и ждала её смерти. На стуле между нами лежал её паёк хлеба на этот день, который я принесла ей из магазина, а она уже не могла есть, отказалась. Ещё на стуле лежали её продовольственные карточки на апрель. Я ждала её смерти, чтобы этот хлеб и эти карточки достались мне... Больше никого из их семьи в живых не осталось.
    Вот такой страшный подарок я получила на свой день рождения. Возможно, что только благодаря её смерти я осталась жива... Первый раз за всю зиму я заплакала...

    В это время начали постепенно прибавлять нормы хлеба, на карточки стало возможным получить горох. Также помню, что в конце марта на взрослую карточку дали по чатушке водки. Одну бутылочку мы обменяли на овес, а вторую пили по чайной ложке в день с кипятком. Овес провертывали в мясорубке, эту дроблёнку варили как кашу. Правда, трудно было её есть, потому что кололо во рту, а жевать было невозможно. Также помню, что однажды нам досталась часть шкуры убитой лошади. Как могли - опалили, не прогоревший ворс пытались вытащить пинцетом, не смогли. Варили как на холодец. Варево было отвратительным, но все равно еда. Даже сейчас вспоминать неприятно. С наступлением тёплых дней стали собирать лебеду и траву, которая на наш взгляд была съедобной. Так же ездили на окраину города и выкапывали оставшиеся от срезанной капусты кочерыжки.

    Взяла сани, лопату, топор, мешок и отправилась с подругой за капустными кочерыжками с раннего утра в Саратовскую слободу. (Немецкая колония на правом берегу Невы - 16 остановок на трамвае до Володарского моста, через мост в Уткину заводь, к лесу). Добрались благополучно. Нарубила кочерыжек полмешка. Еле-еле взвалила на сани, привязала к ним верёвкой - и пошли обратно. Сани очень неустойчивые и всё время переворачиваются. А ещё мост впереди. Мне пришлось взять верёвку от саней в зубы и на животе тащить мешок. Влезла на мост, бросила мешок, бухнулась на него сама. У меня потемнело в глазах, и кровь сильно колотилась в висках. Отсиделась и пошла к трамваям.

    Когда я попала служить на "дорогу жизни", я была регулировщицей. 22 ноября начала действовать ледовая трасса дороги жизни. В основном везли муку: везти хлеб было бы не так эргономично. Было нужно привезти побольше продуктов и боеприпасов (ведь западный берег также был в блокаде - так что не только ленинградцев нужно было кормить, но и войска, да и балтийский флот) и увезти побольше людей, которые не могли трудиться.
    В Кадони располагались большие склады с продовольствием, которое необходимо было всё перевезти в Ленинград. Но лед изнашивался, ведь по нему шли и шли машины.Было пять полос, шестая - запасная, и необходимо было проверять, нет ли трещин на льду. Они появлялись в хорошую погоду - в нее немцы сразу начинали бомбить дорогу.
    Конечно, на льду было тяжело работать. Холодно, зато лед промёрз до 60 см! А ведь первые машины шли, когда он был всего 18-20см и прогибался, было страшно. От взрывов оставались воронки, трещины. Но мы клали мостики, по которым машины могли пройти. Зима, короткий световой день, к тому же и снег летит. Всем машинам приходится ходить со включенными фарами, чтобы дорога была видна далеко. Раньше машины старались выключать фары, но был высокий процент риска аварийных ситуаций, да и тормозной путь по льду достаточно длинный. По этому и шли со включенными фарами. Бомбили.
    Дорога жизни - это целый живой организм: там и моряки, и регулировщики, и медики, и зенитные орудия, стоявшие прямо на льду, и палатки техпомощи, и обогревательные палатки, пограничники, охраняющие нас и от фашистов и от белофиннов, старающихся забросить десантные отряды. И даже милиция была на дороге - проверяли, кто идет, спрашивали документы, если личность была подозрительна. Это и летчики, также доставляющие в Ленинград продукты. На дне Ладоги работали водолазы, строившие трубопровод, по которому качали в Ленинград горючее. Был проложен электрокабель и телефонный кабель. На 37 км до сих пор сохранился бункер, к которому была проложена телефонная связь. Было много рабочих батальонов, грузивших необходимое на баржи, на машины. Также и прожектористы - когда те получали сигнал о том, что приближается немецкая авиация, они нам делали сигнал, скрещивая в небе световые лучи. Так мы знали, что впереди бомбежка. А спрятаться на льду вам негде. Когда знаете, что немцы подлетают, появляется чувство страха. Но когда они уже прилетели и бомбят, страх проходит : вы работаете. Из Ленинграда везли детей и женщин. Они попадали под бомбежку. Было очень много случаев, когда машины уходили под лед. Людей спасало, что машина не сразу проваливались. У водителей были специальные доски, которые они спускали с машины, и пассажиры по ней скатывались, как по горке. В основном все машины поднимались со дна. Мешки с мукой тоже не сразу шли ко дну - они покрывались ледовой коркой и плавали. Потом их вылавливали багром и тащили на твердый лед.
    В целом на ледовой трассе каждый день работало около 20000 людей.
    Добавить комментарий Комментарии: 0
    OxOx.Ru - знакомства в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов на Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Волгоград, Краснодар, Уфа, Пермь, Пенза, Омск. Саратов, Тула, Воронеж, Рязань, Челябинск, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Владивосток.
    Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.